Прощальным костром догорает эпоха...
Когда приходлось отвечать на вопрос: "Не делаете ли вы трагедии из поражения?" -- он всегда поправлял спрашивающего: "Трагедия -- это когда гибнут люди, а мы всего лишь в футбол играем". Не любил Евгений Мефодьич этого слова, всячески старался от него уходить. Как будто чувствовал что-то. Или знал...
Чутье у него на самом деле было отменное. В первую очередь -- на людей. В них Кучеревский разбирался на пять с плюсом. Поэтому и стал Тренером с большой буквы, легендой при жизни. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа..." Авторство этих строк принадлежит Пушкину, но кто осмелится сказать, что Евгений Мефодьевич их недостоин?
Больше всего в жизни, сложилось такое впечатление, Кучеревский боялся, чтобы его команда на зеленом газоне не выглядела убого. Мог простить многое, но не это. И футболисты не подводили тренера, который требовал от них мыслить на поле, не быть заложниками схем, запрограммированными роботами -- "зомби", как называл их Евгений Мефодьевич.
Поэтому на игру его команд всегда было любо-дорого смотреть. На матчи выступавшего в первой российской лиге тульского "Арсенала" приезжали полюбоваться из Москвы. Это была песня, а не футбол.
А вспомните недавний "Днепр"! Полузащиту, в которой одновременно на поле находились Рыкун, Ротань, Назаренко, Шелаев и Михайленко, а на острие атаки барражировал Венглинский, переиграть было практически нереально. Днепропетровцы даже в меньшинстве ухитрялись контролировать мяч и разыгрывать шикарные комбинации. Их можно было перебегать, задавить мощью, а мяча лишить только с помощью милиции.
Этой команде не хватило самой малости, чтобы стать по-настоящему великой. Было все -- и всенародная любовь, и высокий уровень игры, и признание специалистов, и успехи на внутренней и европейской аренах (третье место в чемпионате и финал Кубка Украины, три кряду удачных сезона в Кубке УЕФА, победы над "Гамбургом", "Брюгге", "Аустрией", "Утрехтом" и загребским "Динамо"). Не хватало лишь трофеев, а самому Кучеревскому недоставало ресурсов и времени, чтобы поднять "Днепр" на уровень 80-х.
Ох, тогда был самый настоящий золотой век днепропетровского футбола, начавшийся в 1983-м победой команды Владимира Емца в чемпионате СССР, а продолжившийся передачей полномочий рулевого Евгению Кучеревскому в конце 1986-го. Три года кряду после этого "Днепр" не опускался в чемпионате СССР ниже второго (!) места. Перед днепрянами не могли устоять ни московский "Спартак" Константина Бескова, ни киевское "Динамо" Валерия Лобановского, ни "Торпедо" Валентина Иванова, ни "Жальгирис" Беньяминаса Зелькявичюса. То была действительно элита советского футбола.
При этом Кучеревский не просто был тренером, который давал результат, он еще и воспитывал своих игроков, поднимал их на новый уровень. В 1987-м из Львова в Днепропетровск переехал Вадим Тищенко, а из Запорожья -- Евгений Шахов, в 1988-м из Смоленска -- Эдуард Сон, в 1989-м из Алма-Аты -- Евгений Яровенко, в 1990-м из Ростова-на-Дону -- Игорь Ледяхов, из Кировограда -- Дмитрий Михайленко.
Не переводились в его "Днепре" молодые таланты, воспитанники местных футбольных школ -- Владимир Геращенко и Андрей Сидельников, Сергей Беженар и Сергей Мамчур, Евгений Похлебаев и Сергей Коновалов, Николай Медин и Сергей Дирявка, Андрей Полунин и Александр Паляница, Владимир Лебедь и Юрий Петров, Сергей Назаренко и Александр Рыкун, Руслан Ротань и Андрей Русол, Сергей Матюхин и Константин Кравченко...
С молодыми игроками он готов был возиться целыми днями. В сердцах утверждал, что таланты в Украине вымерли, как мамонты, но при этом верил, искал, находил и всегда давал шанс тем, в ком видел хоть какую-то перспективу. Это Кучеревский вместе с такими же тренерами старой закалки возродил соревнования среди дублирующих составов в России, преодолев сопротивление тех, кто пришел в футбол на день или два. Это он был одним из инициаторов появления аналогичного турнира и в Украине. Матчи дублеров посещал не только по долгу службы, а по велению сердца.
А оно, сердце, в последние годы подводило наставника. Он брал паузы, но небольшие, чтобы никого не пугать, и вновь принимался за работу. Ту самую, без которой себя уже не мыслил. Тот футбол, который иногда преподносил очень неприятные сюрпризы и отбирал нервные клетки.
Нам, наверное, никогда не понять и не осознать, что мог ощущать молодой и амбициозный тренер в 1990 году, когда его, говоря простым языком, просто кинули при выборах нового главного тренера сборной СССР, которую после чемпионата мира в Италии как раз оставил Валерий Лобановский. Кучеревский, гремевший тогда с "Днепром", многим казался идеальной кандидатурой, но внезапно вмешались "потусторонние силы". А в середине 90-х Евгений Мефодьевич уже дал было согласие возглавить сборную Украины, но и здесь случился форс-мажор.
Но и такие неудачи не подрывали в нем веру в людей, в то, что человеческие отношения -- выше любых денег. Как-то Станислав Черчесов, который тогда еще работал в "Тироле", рассказывал по нашей просьбе о венской "Аустрии" -- сопернике "Днепра" в Кубке УЕФА -- и в конце беседы сказал: "В команду Кучеревского я верю больше. Работал с ним когда-то давно. Думаю, что у "Днепра" характера больше".
У Евгения Мефодьевича характер действительно был -- не сахар. Мог припечатать одной фразой, поставить на место, не боялся решительных действий, не держал язык за зубами. Порой нам даже приходилось опускать наиболее резкие выражения тренера, дабы не провоцировать какие-то разборки, хотя он никого и ничего не боялся. Часто бывает, когда звучит просьба: "Вам расскажу, но это не для печати". От Кучеревского такого никогда не слышали. И это при том, что его мобильный телефон был доступен 24 часа в сутки, а иной раз к нему удавалось дозваниваться даже в перерывах матчей.
Последние неудачи "Днепра" он переживал очень сильно. Особенно, когда был тренером, а команда вдруг перестала играть. Что ни матч, то новое разочарование и, как следствие -- увольнение. Когда ему позвонили, чтобы поддержать в такую непростую минуту, в ответ прозвучало: "Да не переживай ты так, все будет нормально..."
Но не переживать за тренера, совсем недавно отметившего 65-летие, не получалось. Точно так же, как не удавалось это сделать самому Кучеревскому, который как-то признался, что "Днепр" -- это его последняя команда. Чувствую, мол, что никуда уже отсюда не уеду...
Дословно
Игорь ЕМЕЦ (тренер-селекционер "Днепра"): "От нашей семьи хотел бы выразить благодарность всем тем, кто приехал проводить в последний путь Евгения Мефодиевича.
С этим удивительным человеком мы познакомились еще в 1972 году, когда в Никополе появилась команда "Колос", выступавшая в первенстве Украины. Кучеревский сначала играл, а в 1974-м перешел на тренерскую работу и помогал моему отцу и Жиздику.
В никопольской команде Мефодьич добился очень многого. Под его руководством в 1979 году "Колос" вышел в первую союзную лигу, а в 1982-м занял уже третье место. На тот момент семья Кучеревского жила в Николаеве, поэтому он частенько останавливался у нас. Мы вместе работали, вместе и отдыхали. Частенько выбирались на рыбалку, варили уху...
Кучеревский был таким человеком, который всегда ставил перед собой цели и добивался их. Он один из тех, кто не играл ни в киевском "Динамо", ни в "Спартаке", но добился славы с "Днепром". Это его родная команда, которая всегда будет помнить и чтить этого замечательного человека и тренера".
Анатолий ЗАЯЕВ (заслуженный тренер Украины): "Из Жени получился хороший специалист. Когда я уходил из "Днепра", на мое место пришли Емец и Жиздик, до этого работавшие в "Колосе". Помощником у них был Кучеревский, ставший вместо этого тандема главным в Никополе. Затем Мефодьич перебрался в Днепропетровск, где также сменил своих учителей. Причем добился весомых результатов. К нему пришла всесоюзная слава, пригласили к себе россияне.
Присутствовал на Исполкоме в Москве, когда решался вопрос, кто станет главным тренером сборной СССР. Среди претендентов был и Кучеревский. Поверьте, добиться такого признания не каждому дано. Так вот, тогда Никита Симонян поддерживал кандидатуру Евгения, однако вмешались какие-то подводные течения, не позволившие нашему известному специалисту занять этот высокий пост.
Помните, как Кучеревского звали в Украину возглавить нашу национальную дружину? Женя мне об этом сказал в личной беседе, мол, оставил российскую "молодежку", а в итоге оказался у разбитого корыта.
Не сосотоялась его карьера и в Николаеве. Пять туров, проведенных дома, СКА провалил, после чего Кучеревского попросили уйти (я тогда заменил Женю). Знаете, в нашей профессии не обходится без взлетов и падений. Но Мефодьич не из тех, кто легко сдается -- он снова воспрял духом, когда возглавил "Днепр".
Олег БЛОХИН (главный тренер сборной Украины): "Сложно поверить, что Евгения Мефодиевича больше нет. Его гибель стала большим ударом для меня. Кучеревский был профессионалом во всех смыслах этого слова. Его заслугу в становлении сборной Украины сложно переоценить. Не имея возможности работать с футболистами действительно самого выского уровня, он, тем не менее, сумел воспитать целую плеяду игроков, которые достойно представляли страну на международной арене".
Николай ПАВЛОВ (заслуженный тренер Украины): "О Кучеревском у меня самые хорошие воспоминания. Никогда не забуду, какой подарок он сделал мне и моей семье на 8 Марта 1991 года, когда пригласил к себе помощником в "Днепр". Вместе мы проработали год, пока Евгений Мефодиевич не уехал в Тунис.
Мефодьич был уникальным специалистом, настоящим демократом. Перед матчами мы иногда собирались в баньке, выпивали. Так вот именно Кучеревский вел наши микрозастолья. Бывало, засиживались и допоздна, слушая, как он вместе с Емцем и Жиздиком ходили на охоту или поднимали никопольский футбол. Кроме того, по отзывам игроков, он прислушивался к их мнению.
Подчеркну, что Мефодьич -- один из последних могикан нашего тренерского цеха. И эту потерю невозможно восполнить. Слышал, что в Днепропетровске хотят назвать улицу в его честь. Это было бы замечательно, увековечить память о нем".
Валентин ИВАНОВ (заслуженный тренер СССР): "Украина потеряла прекрасного тренера, который приводил "Днепр" к выдающимся успехам на всесоюзной арене. В России Евгений Мефодиевич тоже был всегда уважаем и любим. Немало лет он посвятил работе в московском "Торпедо-ЗИЛ" и волгоградском "Роторе", "Уралане" и молодежной сборной России.
Потрясен этой трагедией, ведь ушел добросовестный человек. Помню, какая огромная волна критики обрушилась на наставника сборной СССР Валерия Лобановского в 1990 году после не совсем удачного выступления команды на чемпионате мира. И лишь мы с Кучеревским вступились за Валерия Васильевича, пытаясь уберечь его от злопыханий членов парткома. Вообще, мы, тренеры старшего поколения, всегда поддерживали друг друга. Кучеревский же являлся одним из лучших в нашей когорте".
Анатолий КОНЬКОВ (заслуженный тренер Украины):"Вместе с Кучеревским ушла частичка моей жизни, ведь мы долгое время находились в постоянном контакте. Особенно памятны первые мои шаги в качестве наставника, когда судьба свела меня с Мефодьичем в Никополе и Николаеве. Он всегда помогал советом, ободряющим словом. Вообще мудрый был тренер. Жалко мужика".
Иван БАЛАН (заслуженный тренер Украины): "Горжусь тем, что Кучеревский был моим учителем. Именно с его легкой руки стал тренером в Николаеве. Замечу, что сам-то он из Херсона, но успел поколесить по многим городам Союза.
6 августа позвонил Евгению Мефидиевичу, поздравил с днем рождения. Мефодьич вообще был приятным собеседником и добрым наставником, сплеча не рубил, пытаясь найти общий язык с футболистами.
На похоронах все исренне прощались с Мэтром. Пусть земля ему будет пухом".
Виталий КВАРЦЯНЫЙ (заслуженный тренер Украины): "С Евгением Мефодиевичем мы знакомы с середины 80-х. В то время он только начинал работать в "Днепре", присоединившись к знаменитому тренерскому тандему Владимира Емца и Геннадия Жиздика. У Кучеревского всегда было очень добропорядочное отношение к людям.
Обладая выдающимися тренерскими задатками, он в то же время держался достаточно скромно, никогда не заявлял громогласно о своих достижениях. "Николаев" под его руководством чаще проигрывал "Волыни", но после того, как Мефодиевич оказался в "Днепре", моим подопечным никак не удавалось обыграть днепрян.
Победили мы "Днепр" лишь этой весной, когда Кучеревский уже не руководил командой. После той встречи он поздравил меня с победой: наконец-то, мол. Мефодиевич был для меня больше, чем коллегой, он, скорее, являлся образцом тренера".
Виктор НОСОВ (главный тренер "Ворсклы"): "Теперь вся надежда на Протасова, что он продолжит дело Кучеревского. Как когда-то Евгений Мефодиевич, заменивший в "Днепре" Емца. Считаю, Женя внес огромный вклад в становление днепрян. При нем команда добилась успехов в Союзе, в чемпионате Украины и в еврокубках. Сейчас и национальную сборную тяжело представить без воспитанников Кучеревского.
Он не зазнавался, а был сдержанным, воспитанным человеком. Общение с Женей всегда несло позитивные эмоции. Последний раз мы разговаривали в минувшую пятницу, договаривались в перерыве между турами сыграть спарринги 31 августа в Днепропетровске, а 3 сентября в Полтаве. А на следующий день -- такое известие..."
Владимир САЛЬКОВ (заслуженный тренер СССР): "Мы с Женей прошли долгий путь в футболе, хотя вместе не работали. Кучеревский был квалифицированным тренером, а самое главное -- порядочным человеком. Посмотрите, что сейчас происходит: наставники друг другу могут наговорить гадостей, постоянно пеняют на судей. А Мефодьич, независимо от результата, никогда себе такого не позволял, вспышки злости были ему неведомы. От него исходило тепло, согревающее в трудную минуту. Бесконечно жаль, что ушел такой человек..."
Олег ШЕЛАЕВ (капитан "Днепра"): "Все произошло так нелогично. До сих пор тяжело в это поверить. Он любил шутки, вообще был веселым человеком. Замечу, что Евгений Мефодиевич умел раскрепостить коллектив перед ответственными матчами. Помню, накануне встречи с "Гамбургом" мы просматривали видеоподборку, где немцы неслись по полю, как сумасшедшие. Мефодьич говорит: "Ну что, страшно?" Все закивали, а он: "Мне самому страшно..." Тогда, если помните, на выезде уступили -- 1:2, а дома победили -- 3:0".
Семен АЛЬТМАН (главный тренер "Черноморца"): "У нас были теплые отношения, и я с удовольствием обменивался мнениями с этим специалистом, который прошел еще советскую школу тренера и никогда не гнушался черновой работы.
Словами тяжело передать то, что сейчас переживает вся футбольная Украина. Это совсем не тот случай, когда о покойниках либо ничего не говорят, либо говорят только хорошее. О Мефодьиче сегодня говорят все..."
http://www.komanda.com.ua/football/2006/08/29/evgeniy/