Тема: Интервью
Показать сообщение отдельно
Старый   17.01.2009, 20:35
  (#644)
Администратор
ImitatoR - Демиург!!ImitatoR - Демиург!!ImitatoR - Демиург!!ImitatoR - Демиург!!ImitatoR - Демиург!!ImitatoR - Демиург!!ImitatoR - Демиург!!ImitatoR - Демиург!!ImitatoR - Демиург!!ImitatoR - Демиург!!ImitatoR - Демиург!!
 
Аватар для ImitatoR
 
По умолчанию

- 1987 год. Вы почти не играли за основу при Кучеревском. Насколько Вам интересно было играть за дубль?

- Когда Емец ушел в 1986 г., он мне позвонил и говорит: «Я принимаю команду, «Нистру» Кишинев, ты пойдешь ко мне?» Тем более, у них стояла задача за пару лет выйти в высшую лигу. Я сказал, что подумаю. Приехал на базу, а меня вызывает Жиздик, он видимо как-то узнал, и говорит: «Я знаю, что тебя там зовут. Но ты поиграй еще годик за дубль, помоги Надеину занять 1-е место, - тогда Игорь Надеин выступал с дублем - Потом при команде будешь работать. Выбирай». И я остался. В 1987 году я еще 2 матча отыграл за основу А потом в конце 1987 года Жиздик с Кучеревским мне проводы устроили. Последняя игра была с «Динамо» (Минск). У меня фотография есть, где меня на руках с поля вынесли.
И Жиздик предложил мне работу в группе резерва. Ее при футбольном клубе создали. Жиздик говорит: «Собирай ребят по области, по Днепропетровску. Ребят, которые заканчивают школы футбольные». У нас уже был тогда «Днепр-75», спорт-интернат …

- Это еще одна команда до дубля?

- Да. Это очень правильно Жиздик сделал. Сейчас при клубе также есть школа «Днепр».
И я начал ездить, искать талантливых ребят. Тогда ко мне попали: Полунин, Дирявка, Паляница, Коновалов. Ребята 1971-72 гг., выпускники нашего интерната. Мне просто повезло, что все эти ребята молодые попали ко мне. Я их собрал, и мы поехали сразу на сборы в Ялту. Жиздик дал нам мячи, комплект формы. Там мы жили в старенькой гостинице «Авангард» при одноименном стадионе. Воды, помню, там горячей не было. И вот я 20 дней там был с этими ребятами. Еще вчера сам был футболистом, а сегодня уже тренер. И эта группа резерва начала играть на область. Потом через время мы с этими ребятами играли за дубль, а еще позже, уже при Коле Павлове – за «Днепр».

- А как у Вас взаимоотношения складывались с Кучеревским, с Павловым, как у главного и помощника?

- У меня проблем с ними не было. С Кучеревским мы работали втроем: он, Колтун и я. Но я, правда, больше с дублем был. А Кучеревский с Колтуном теснее работал. Он был тогда вторым тренером.
А вот Коле Павлову уже я больше помогал. Он организатор был хороший, а я с командой больше занимался. Бывало такое, что он звонит мне: «Меня завтра не будет. Проведи тренировку». И я готовился и проводил. Одну, 2-ю, 3-ю провел, потом едем на выезд, выигрываем. Коля говорит: «О, молодец! Готовь, дальше».

- Ушел Павлов. Вы заняли место главного тренера «Днепра» …

- Да, это очень тяжелый период был. Конец сезона. Финансирование команды прекратилось. На собрании объявили, что Коля Павлов уходит. Я толком даже и не знал об этом заранее, как-то все тихо было.
Начали уходить и футболисты: Максимов, Похлебаев, Коновалов, Беженар, еще раньше Михайленко … Тогда вообще состава не было. Осталось всего 4 защитника: Горилый, Яковенко, Скрипник и Дирявка. Ну, а работать же кому-то надо? Я знал, что будет очень сложно. Собрал ребят и сказал: «В «Днепре» всегда команда будет. Потому что Днепропетровск – город футбольный. Дважды чемпионами были. Это же все не просто так». Сложно было еще и потому, что все футболисты хотели уезжать. Я каждого вызывал и с каждым разговаривал. Тот же Горилый: «Я уйду. Сказали, что здесь ничего не будет». Говорю: «Володя, будет команда!» Он ведь после травмы был. Я ему и говорю: «Давай поедем на сборы! Там все и решишь!». Собрались на сборы в конце декабря, а нам негде было тренироваться. Денег не было, зарплат не было. Я ездил по всему городу, договаривался, где команде тренироваться. Мы в Инфизе неделю тренировались, неделю на «Метеоре». Зима была, холодно. Одно дело где-то сборы проводить, а другое дело в зале, для этого не предназначенном. В итоге на оставшиеся еще при Павлове деньги - 20 тыс $ - поехали в Болгарию на сборы.

- За тех футболистов, что ушли, «Днепр» ничего не получил?

- Нет, ни копейки. Тогда было не так, как сейчас, что контракты с каждым футболистом подписаны. Тогда все было по-другому, да я, честно говоря, и не влазил в эту кухню.
Приезжаем мы в Болгарию, и появилась информация, что у команды нашлись спонсоры. Стало уже полегче. Ну, а мне было тяжело в том плане, что постоянные разговоры ходили о новом главном тренере. То Лобановского прочили в «Днепр», то иностранца за большие деньги. Вот и сейчас Бессонов и.о. (разговор проходил до официального назначения Владимира Бессонова главным тренером – авт.), и ходят слухи то про Гранта, то еще про кого. Так же и у меня было. Не дали мне даже до конца 2-го круга доработать. Хотя начали чемпионат мы хорошо. Только одно поражение «Черноморцу». После этой игры мы поехали на сборы в Германию, за спиной у меня пошли разговоры, что берут какого-то немца. Вызвали меня потом, все рассказали. Я мог и уходить тогда, тем более, что компенсация в этом случае мне полагалась хорошая. Но я решил все-таки остаться и помочь Штанге. Тем более что языка он не знал совсем. Помню, игра с «Зарей» была одной из первых при нем. Я ему написал два варианта состава. Он посмотрел и говорит: «Саша, ты определяй, я ничего не знаю. И установку ты проводи». Потом уже освоился он, начали выигрывать. С ним интересно было работать, я многое взял от него для себя, и записей много осталось. Бернд мне говорил: «Саша, ты физик, я тактик». Так и было у нас, я тренировками больше занимался, а он тактикой. Фишки расставить, схему игры продумать – это у него было.

- А появление новых игроков, тот же немец Зассен?

- Он пришел к нам с лишним весом. Я сказал: «Бернд, что это за футболист?» - «Саша, хороший, - говорит, - футболист. Вы его таким сделаете, если поработаете с ним». Но как-то не сложилось. Бывало, в 4-е утра смотришь в окно, а он через забор и куда-то с кем-то там идет. Как говорят: «Горбатого могила исправит». Вот мы и не смогли его исправить. Я слышал, что так он где-то и умер у себя на родине.
А футболисты при Штанге вернулись все. Правда, того же Паляницу мы бесплатно отдавали, а покупали уже за 50 тыс.$ - деньги большие по тем временам были. Из «Динамо» троих игроков купили, тоже за немаленькую сумму.

- Вы были в команде до финала Кубка?

- И после финала я еще был. Финал был в мае, а я доработал до конца сезона.

- Чем финал запомнился?

- Мы готовились к нему очень серьезно, и может даже чересчур. Где-то мы футболистов берегли, где-то ставили второй состав.
Еще запомнилось, как до игры на базу привезли новенькие «Мерседесы» для троих киевлян. А нашим ребятам сказали: «Потом. Выиграете, тогда получите!» Несправедливо, конечно, было. Но тогда был начальник команды, был главный тренер. И мнение 2-го тренера не так уж и слушали. Может, они думали по-своему как-то заинтересовать ребят? Но я-то был ближе с этими ребятами, и видел их реакцию, что, мол, как это так? Киевляне только пришли в команду, а им уже на базе стоят новенькие авто, а нашим – нет.
Но в итоге все пролетели и мимо машин, и мимо банкета. Его заранее в ресторане готовили. Мы не должны были проигрывать эту игру, мы были выше на голову. Но «Шахтер» проявил такой характер. Они были более кубковой командой, хотя сейчас уже так не говорят.

- А пенальти не тренировали?

- Тренировали, конечно, но мы все были уверены, что мы выиграем. Все руководство было полностью в Киеве. Они даже на игру не пошли, ждали нас в ресторане, смотрели матч по телевизору. Думали, что мы там выигрываем и сразу приезжаем к ним в ресторан. Ну, а вышло видите как?
Пенальти, то уже такое. Эх, столько моментов не забили.
После того, как проиграли, все разъехались по домам. И начали всех в Киев вызывать по одному. Ваня Вишневский поехал, Олег Таран ... А меня почему-то не вызвали. И я догадался, что виноватым сделали меня, в том, что мы проиграли Кубок. Потому что Штанге советовался со мной и по заменам. Он предложил Москвина, а я предложил Юдина. Юдин игрок более оборонительного плана. Тогда мне это казалось наилучшим вариантом. Может, и не надо было подсказывать главному в этой ситуации. При Павлове Коле, я раз подсказал ему, а Коля говорит: «Подожди, ты можешь где-то подсказать, но решаю я. Потому что главный тренер отвечает за результат». А Штанге ведь, он как? Когда команда выигрывала, причем с крупным счетом, он ходил вдоль бровки и руками все размахивал (у него еще кличка была тогда - «Дирижер»), а когда сложность – он терялся. Хотя сейчас работает в Беларуси, не то, чтобы удачно, но работает.

- Так почему же Вы решили уйти из «Днепра»?

- В конце этого сезона вызвали меня в клуб и говорят: «Так, Саша, мы делаем «Днепр-2». Под тебя. Будет команда во 2-й лиге играть». Но я сразу же отказался. Тем более что «Днепр-2» так и не играл во 2-й лиге, а начал на область играть. А на область после «Днепра» …
Наверное, это была моя ошибка. Нужно было не уходить, а играть с молодыми ребятами. А вместо меня позвали Колю Федоренко. Я сам же его и предложил.

- Расскажите про свой период работы в «Кривбассе»?

- Когда в «Кривбасс» меня приглашали, у команды была сложная ситуация. Финансирования особо не было, игроков не было, президент там вообще куда-то пропал. Мы тогда с Чередником начали работать. Леша был главным тренером – команда 6 игр кряду проиграла. Вызвали меня перед игрой с Винницей: «Ты руководишь командой, а Чередник будет тебе помогать!» - «Алексей не против?», спрашиваю. - «Нет». Ну, я и согласился. Я тогда сразу позвонил Стеценко, попросил игроков. В «Днепре» тогда руководил Грозный, было много футболистов. И причем, вот сегодня позвонил, а завтра заканчивается уже период заявок. И мне из «Днепра» дали Котюка, Филимонова, Плотко, Платонова, короче 7 или 8 человек. И с Винницей мы этими ребятами выигрываем 3:0. Там такой ажиотаж был в «Кривбассе»! Только команда 6 игр кряду проиграла, а тут новый главный тренер и сразу 3:0. Потом поставили передо мной задачу - в двух оставшихся играх взять 3 очка. А у нас остались Ивано-Франковск на выезде и «Черноморец» дома. «Черноморец» ведь шел на 3-м месте тогда. В Ивано-Франковске мы проиграли, там пенальти нам дали и 2:1, а у «Черноморца» 1:0 мы выиграли – Котюк забил в девятку. После этого утвердили меня главным тренером.
Я еще помню, как меня Тигипко вызывал. Он хотел, чтобы «Кривбасс» был для «Днепра», как фарм-клуб. Я был не против. Для меня это было бы хорошо. Вот, как сейчас. Ребят, кто в «Днепре» не играет – в Кривой Рог. Но наше руководство не захотело.
И мы начали играть. А у нас была средняя зарплата – 400 грн. Это был 1998 г. Премиями, конечно, больше было. Чем сильнее соперник, тем большую премию нам платили. Вот, за «Черноморец», например. Обыграть их – это был большой успех. «Черноморец» на 3-м месте, а мы на 2-м сзади.
Заканчиваем 1-й круг с хорошими результатами. Приезжаю 10 июня, а мне говорят, что у команды уже новый главный тренер есть. Пришли тогда Полищук, Таран, Башкиров. Старого президента убрали. Полищук меня вызвал и говорит: «Какая у тебя зарплата была?» - «400 грн» - «Будет намного больше. Останешься?» Ну, думаю, поработаю с Олегом. Мне тогда еще выплатили долги, и я видел, что Полищук футболом болел. Так с Тараном полгода и проработали. Я ездил, игры какие-то просматривал, игроков.
Болельщики там, у «Кривбасса» были очень хорошие. Перед игрой тренируемся – 1000 человек сидит на тренировке на центральном стадионе. Тренировку провели, они ко мне: «Почему мало, 40 мин всего?» Я говорю, что завтра ж игра, я дал интенсивные 40 мин. Нет, говорят, надо 2 часа тренироваться. Когда потом выиграли, я подозвал того болельщика и говорю: «Ну, что?» Он: «Значит, правильно тренировались». Вот такие там болельщики. Я удивился, когда потом чуть не стало команды. Правда, и сейчас там проблемы. Читаю, что Таран все время жалуется. Тяжело работать, когда ты все время думаешь, а что же будет завтра.

- А чем сейчас А.П. Лысенко занимается?

- Тренирую командочку (улыбается). Команда «Алан» от мясной фабрики, на область играет. Там все учредители болельщики, уже 10 лет футболом занимаются: спонсируют, помогают.
Сейчас они купили мячи нам, 3-ю форму, с транспортом и поездками всегда помогают. В турнире Кудрицкого мы 4-й раз участвуем. В чемпионате области из 12-ти команд мы заняли 6-е место. Ребята все молодые. Вот сейчас «Днепр-75» создали команду, так туда 4-х ребят забрали у меня. Был у меня такой Маховиков. Сейчас он в «Стали» алчевской играет. Я доволен за него. Хотя мы ничего за него не получили. Были планы у нас заявиться во 2-ю лигу, но пока не получается.

- Несколько слов о ситуации в «Днепре».

- За «Днепром» я, конечно же, слежу. Стараюсь не пропускать домашних игр. Тем более, на новом стадионе.

- Вы по билету ходите?

- На открытие я пошел по пригласительному. В ВИП-ложе все сидели. И потом, когда сборная играла, нам на федерации пригласительный дали за подписью Суркиса: «Шановний друже, запрошуємо тебе на матч». Я с удовольствием пошел и сидел аж на 3-м этаже, в ВИП-ложе для почетных гостей.
В «Днепре» сейчас проблемы большие. Бессонов хочет ввести молодежь, но он уже понял, что делать это нужно постепенно. Это такой процесс длительный, я по себе знаю. А сейчас поставь Карнозу, Каверина и Коноплянку одновременно – не будет игры.
Ротань мне в последнее время нравится. Прибавляет он от игры к игре. Ротань и Назаренко должны больше на атаку в подыгрыше быть.
Нужно только найти обязательно одного забивного нападающего. Вообще, в команде должно быть минимум 4 нападающих. И варьировать тактику: где-то с 2-мя нападающими сыграть, где-то с одним.
Если Бессонову уже доверили работать, то он должен это делать спокойно, без оглядки на других возможных тренеров, а не так, как у меня было.
Еще мне не понравились после игры с «Динамо» (Киев) интервью ребят, имен не хочу называть, они говорят: «Нам бы скорей в отпуск. Скорей бы все забыть и уехать». Вот это плохо, это плохой сигнал, что все хотят побыстрей разбежаться. У нас как было, когда заканчивался сезон? Хорошо ли, плохо ли – мы, наоборот, еще в команде работали, тренировались до отпуска. И за границу нам поездки Емец с Жиздиком делали вместе всей командой, с семьями, то в Марокко, то в Индонезию.
Я считаю, что в команде кто-то должен сплотить ребят, чтобы коллектив был, а не сами по себе. Надеюсь, что скоро все наладится, и команда не долго будет на 7-8 месте, это же не место для «Днепра».
Ведь «Днепр» есть «Днепр», правильно?

Дмитрий Москаленко, Марианна Тарасенко
   
Ответить с цитированием